Флагманский магазин компании “Яндекс” навеял воспоминания о худших традициях советской торговли

В начале июня в московском офисе “Яндекса”, расположенном в деловом квартале «Красная Роза» на ул. Тимура Фрунзе, открылся первый магазин компании.

“В магазине продаются вещи с атрибутикой Яндекса: блокноты, значки, футболки, толстовки, рюкзаки”, радостно отрапортовала компания в пресс-релизе, дочитав который и я отправился в фирменный магазин-музей, листая по пути каталог.

Магазин и музей компании “Яндекс” в Москве

Приехав к открытию, был неприятно удивлен: изобилием одежды с символикой компании из электронного каталога на полках офлайн-магазина и не пахло — одиноко висела пара футболок (почему-то женских) и пара толстовок не самого удачного кроя.

Крайне узкий ассортимент товаров и искусно выставленные на полках черные фирменные рюкзаки “Яндекса”, напомнили мне о тотальном дефиците в советских магазинах при командно-административной экономической системе.

“1990 год. До появления сайта yandex.ru ещё несколько лет. А пока будущие создатели Яндекса работают над поисковыми технологиями в маленькой компании «Аркадия»”, — из официальной истории компании “Яндекс”.

Окей, решил я, вспомнив строки из анонса, закажу позже в интернет-магазине “Беру”. Но, видимо, не судьба — до сих пор товары с символикой “Яндекса”, за исключением Станции, нельзя найти обычным поиском.

О музее и вспоминать не хочется — правильнее было бы назвать его кладовкой. Будто сотрудники Яндекса никогда не путешествовали и не видели как устроены экспозиции современных музеев.

Пожал плечами и ушёл, отбросив ассоциации и списав неудачу на недавний запуск.

Очередь за Яндекс.Станцией

Магазин напомнил о себе через месяц. 10 июня в нём стартовала продажа представленной на майской конференции YaC-2018 Яндекс.Станции — домашней мультимедиа-платформы с голосовым помощником Алисой.

Конференция YaC 2018

“В магазине будет действовать демонстрационная зона. Там можно рассмотреть Яндекс.Станцию и опробовать её в деле: послушать музыку, посмотреть видео, пообщаться с Алисой. В первый день продаж в демо-зоне будут находиться сотрудники Яндекса, которые участвовали в создании устройства. Они расскажут о возможностях Станции и ответят на вопросы”, привычно зазывал анонс, написанный подопечными Очира Манджикова.

Вы будете смеяться, но в следующем письме, компания не менее радостно рассказала о невероятном спросе на умную колонку и огромной очереди примерно из 200 покупателей, длиной в 120 метров, занимать которую первые из них начали за несколько часов до открытия магазина в 5:20 утра.

В ней стояло 220 человек, скурпулёзно подсчитал журналист Mobile Review Владимир Нимин. По словам корреспондента The Bell, большинство людей покупали по одной колонке, однако были и такие, кто брал по три штуки, несмотря на то, что ранее «Яндекс» обещал ограничить продажу двумя устройствами в одни руки.

По его наблюдениям, в очереди было много сотрудников самого Яндекса, которых, к слову, компания заранее попросила не надевать одежду с фирменной символикой.

Точно, совок, подумал я.

Абсурдность ситуации не только в том, что “Яндекс” начал продажи колонки только в одном магазине, имея при этом в распоряжении такие онлайн-площадки, как “Яндекс.Маркет” или “Беру”, а в том что сделали они это настолько неумело подражая “ажиотажным” стартам продаж техники Apple, что в большей степени все это напоминало искусственный дефицит советского периода.

Весь этот запуск — словно какой-то странный маркетинговый пшик. Та же Apple, запуская продажи новых продуктов, обеспечивает их наличие в широкой сети. Станция, же, по оценкам СМИ была реализована в первый и единственный день в количестве от 600 до 1200 штук. Текущие заказы с полной предварительной оплатой, “Яндекс” обещает доставить в период времени до 3 месяцев, что, конечно, может свидетельствовать о физическом отсутствии товара.

К слову сказать, колонку можно прямо сейчас купить у перекупщиков на Avito по цене в 1,5–2 раза выше официальной.