О совместном использовании

Всё на свете принадлежать должно тому, от кого больше толку. Бертольд Брехт

У Бертольда Брехта есть прекрасная пьеса — “Кавказский меловой круг”. Сюжет очень любопытный. В феодальной Грузии один князь терпит поражение в войне и вынужден бежать от вспыхнувшего восстания. Его супруга в суматохе побега забывает своего новорождённого сына, который остаётся на попечение молодой посудомойки. Восставшие начинают поиски ребёнка, чтобы лишить жизни наследника престола. Посудомойка с сыном князя скитается по горам, выдавая его за своего. Все отказывают ей в помощи. В это время князь возвращает себе престол. А солдаты находят его сына. И начинается суд, где кровная мать сына, бросившая его во время бунта, пытается вернуть её у приёмной матери, спасшей его от гибели и вырастившей его. Чтобы разрешить спор, кому должен достаться ребёнок — настоящей матери, бросившей его или женщине, спасшей и вырастившей сына, судья рисует на земле мелом круг. Затем ставит в середину круга ребёнка и предлагает двум женщинам тянуть его на себя. Кто сможет перетянуть ребёнка на себя, тот его и получит.

Бессердечная кровная мать конечно выигрывает спор, с силой потянув ребёнка на себя, а вырастившая ребёнка посудомойка отпускает его руку, боясь ему навредить. И мудрый судья отдаёт ребёнка ей, так как ребёнок должен достаться не той, кому он по праву принадлежит, а той, кто о нём заботится и кто его вырастил и спас. Основная мысль пьесы — в последней фразе:

— Всё на свете принадлежать должно тому, от кого больше толку.

Я сознательно опускаю многие очень интересные детали этой прекрасной пьесы. Очень рекомендую её прочитать или посмотреть спектакль, ведь Бертольд Брехт считается основоположником нового направления театра, в котором зритель и актёры являются одного действия.

Но поговорить я хотел не об этом, а о сервисах car sharing, очень распространившихся в последнее время в разных городах: ZipCar в штатах, DriveNow в Европе, Делимобиль и YouDrive в Москве. Я всеми ими пользовался и могу сказать, что это невероятно удобно и очень просто. Я всем очень рекомендую это попробовать. Я давно приметил эти машинки в разных городах, но всё никак не решался попробовать, мешал барьер входа. На использование этого сервиса меня сподвиг один знакомый, которому я очень за это благодарен. Без него я бы не решился. Своей заметкой я хочу привлечь к этим сервисам больше людей. Потому, что чем больше людей будут пользоваться этими сервисами, тем больше будет у них машин, а чем больше будет у них машин — тем лучше будет мне. Итак, как это работает:

Всё очень просто. Для начала скачиваете приложение сервиса на телефон и регистрируетесь. Потом фотографируете свои документы на тот же телефон, делаете селфи с паспортом, ждите какое-то время, и всё! Останется привязать кредитную карту для оплаты и можно пользоваться. Когда нужна машина, ищете на карте машину рядом с вами, бронируете, потом у вас есть бесплатное время, чтобы до неё добраться. Подходите к машине, с телефона открываете двери, садитесь в машину и едете. В Москве парковка для таких машин бесплатна. Потом можете припарковать машину и оставить её за собой (в этом случае за машину вы не платите или платите сильно меньше), либо завершаете аренду. В итоге платите в 2–3 раза меньше, чем за такси и при этом ведёте машину вы сами и вам не нужно находиться в машине с незнакомым человеком (очень “социофобненько”, как говорила одна моя знакомая). Очень просто и очень удобно! В сервисе YouDrive можно ездить на очень классных и прикольных Смартах. Делимобиль — более пролетарский, там Хундаи, но они на удивление оказались тоже машинами.

Кстати, если решите зарегистрироваться с YouDrive, воспользуйтесь промо-кодом halZDh, получите 50% скидку на первую поездку.

Для меня сервисы car sharing — самый лучший пример столь популярной сейчас идеи shared economy. Большую часть времени автомобиль среднего городского жителя стоит без движения. В лучшем случае он двигается (и значит используется по назначению) два-три часа в день, а 90% времени стоит не только без пользы, но и принося ощутимый вред, занимая столь драгоценное городское пространство. Если бы из города можно было убрать все припаркованные машины, то пробок было бы сильно меньше, освободилось бы огромное количество территории, которую можно было бы занять парками, дорогами, детскими площадками. Я мечтаю о том времени, когда владение собственным автомобилем для городского жителя будет такой же дикостью, как владение собственной лошадью. Ведь лошадь надо где-то держать, её надо кормить, выгуливать. С автомобилем то же самое, просто мы ко всему этому привыкли и не замечаем всей дикости этого.

Мне очень нравится идея, что в нашу жизнь благодаря современным технологиям входит всё больше и больше примеров совместного использования вещей. Это прекрасно со всех точек зрения: меньше вреда для экологии, меньше перепроизводство. Наконец, это просто удобно.

Люди, как мне кажется, вообще склонны переоценивать важность приобретения вещей и недооценивать стоимость владения вещами. И владение вещами — это не только стоимость расходных материалов (например, шин, бензина и масла для машины), не только стоимость хранения (стоимость парковки для машины), не только налоги. Это ещё и стоимость защиты своего права собственности (сигнализация, страховка), и ещё косвенная стоимость, уменьшающая мобильность человека, обладающего большим количеством вещей. Если вы хотите переехать из одной страны в другую, машина вдруг превращается в очень неудобную для перевозки вещь.

Машина — это очень яркий пример, показывающий, что явная и очевидная стоимость приобретения вещи сопровождается неявной и часто недооцениваемой стоимостью владения. Поэтому пора уже отказываться от очевидной концепции богатства и достатка, выраженного в большом количестве материальных ценностей, которыми владеешь (и вынужден содержать) к новой концепции богатства, когда истинное богатство — в свободе и независимости, в том числе и независимости от большого количества вещей.

Когда-то мой хороший друг Булат Шелепов научил меня принципу свободы от материальных ценностей. Нужно взять то, что тебе больше всего дорого, и выкинуть. В тот момент я был ещё бедным студентом и моей самой большой ценностью была много-много лет собираемся коллекция пивных пробок. Каждую пробку я помнил и знал, хотя их было несколько сотен. И, послушав Булата, я посмотрел-посмотрел на коробку со своими “богатствами”… И выкинул их. До сих пор не жалею. С тех пор я много раз переезжал с места на место и каждый раз переезд был хорошим поводом избавиться от ненужного.

У меня есть одна знакомая, у которой есть Excel-файл со всеми её вещами: от компьютера до зубной щетки. Она когда-то давно для себя решила, что количество строчек в этом списке ограничено. И новую вещь она добавляет в этот список только взамен другой, от которой избавляется. Мне кажется, это очень правильный подход, помогающий бороться с порабощающим нас обществом потребления.

Даже, казалось бы, такая ликвидная “вещь”, как деньги, обладают стоимостью владения. Хранение денег дома требует вложений в сейф, хранение денег в банке вроде бы приносит проценты, но при этом их покупательная способность падает и богатые люди часто бывают больше озабочены тем, как сохранить заработанное, чем бедные люди озабочены тем, как как эти деньги заработать.

Я всем рекомендую прочитать одну книгу: “Философы от мира сего” Роберта Хайлбронера (https://www.litres.ru/robert-luis-haylbroner/filosofy-ot-mira-sego/). В ней он очень простым и понятным нормальному человеку языком описывает в исторической перспективе развитие экономических наук от Адама Смита до Джона Кейнса. Причём описывает как саму концепцию, так и жизнь и окружение её автора. И это даёт очень интересную перспективу, объясняющую причины появления “Капитала” Маркса (и ещё рассказывающую потрясающую историю его любви) и движущие силы экономики. Там очень хорошо объясняется, зачем нужна инфляция. Инфляция — это способ мотивировать людей не складывать деньги под подушку, а вынуждающий их вкладывать в дело, чтобы спасти от обесценивания. Деньги должны работать.

Но не только деньги должны работать. Машины должны ездить, а не стоять припаркованные в гараже. В домах должны жить люди и они не должны стоять пустыми. Компьютеры должны считать, а не стоять выключенными на столе. Одежда должна согревать и украшать людей, а не висеть в шкафу. Всё должно принадлежать тому, кто способен извлечь из этого пользу и заставить работать.

Когда-то мне пришла в голову утопичная идея налоговой системы будущего, где нет средневековых налогов на доход или таможенных пошлин, нет налогов на добавленную стоимость и налогов с продаж. Должен остаться только один налог — на владение. На владение капиталом, недвижимостью, любым товаром. Причём, налог на владение тем, что используется должен быть радикально меньше, чем налог на то, что не используется. Налог на первую квартиру должен быть минимальным. Налог на десятую квартиру должен мотивировать от неё избавиться. Мне кажется, что это будет способствовать тому, что люди не будут от жадности покупать, покупать и покупать, копить, копить и копить. Вместо этого они будут минимизировать обладание только минимально необходимым количеством вещей, избавляясь от всего лишнего и ненужного. И тогда shared economy заработает в полную силу. Люди не будут покупать себе десять квартир, чтобы сохранить деньги. А даже если купят, не будут держать их запертыми, а захотят сдать. Тогда цены на недвижимость перестанут быть аккумулятором лишних денег в экономике и жильё станет гораздо более доступным. Вообще, мне кажется, что это принесло бы множество плюсов.

Конечно, многие мне сейчас возражать: жить в съёмной квартире намного хуже, чем жить в своей собственной, ездить на своей машине, где ты выбрал все опции, цвет, марку и модель, намного лучше, чем ездить на непонятно какой машине, тебе не принадлежащей. Иметь свой собственный датацентр гораздо лучше, чем пользоваться облачными технологиями. Вообще иметь гораздо лучше, чем брать в аренду. Это всё так, но только до тех пор, пока при сравнении сравниваешь плюсы владения с минусами аренды. Если сравнивать полноценно, включая в сравнение полную стоимость владения и уменьшающуюся с владением большим количеством вещей мобильность и свободы, преимущество владения уже не так очевидно.

Кстати, интересный феномен использования сервисов car sharing. Когда я еду в такой машине, у меня нет ощущения, что я еду в чужой машине. Хотя я понимаю, что ещё час назад на ней ехал кто-то другой и ещё через час за руль сядет совсем незнакомый мне человек. Те минуты, которые я за рулём, сам не знаю почему, я полностью ощущаю эту машину своей и чувствую себя в ней, “как дома”. В отличие от того же такси. Поэтому на своём опыте я — полностью за shared economy. Попробуйте и вы, если ещё не.

One clap, two clap, three clap, forty?

By clapping more or less, you can signal to us which stories really stand out.